Маломобильные группы населения. Эвакуация инвалидов при пожаре.

маломобильные группы населения (МГН): Люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками и т.п.; Результаты ранее проведенных в нашей стране исследований реализованы в СП 59.13330 (ранее СНнП 35-01), который выделяет 4 группы мобильности М1, М2, М3 и М4.

Классификация маломобильных групп населения по группам мобильности по СП 59.13330.2012

Численность инвалидов и маломобильных групп населения.

По данным Всемирного отчета об инвалидности (World Disability Report, 2011) в мире насчитывается около 1 млрд. инвалидов. Количество инвалидов в нашей стране составляет около 13. человек. Следует подчеркнуть, что противопожарные нормы оперируют понятием «маломобильные группы населения», которое несколько шире, т.к. любой человек может получить травму (став временно нетрудоспособным, но не став при этом инвалидом), тем не менее перейдя в категорию маломобильных групп граждан. Согласно постановлению правительства РФ от 15.04.2014 №297 «Об утверждении Государственной программы Доступная среда на 2011-2015 годы количество маломобильных людей в нашей стране составляет внушительную цифру равную 59% населения России (т.е. 86 млн. чел при численности страны 146 млн. чел).

Расчетное количество маломобильных групп населения для решения задач пожарной безопасности противоречиво излагается в нормах. В настоящее время данные уточняются, однако общей концепции нет.

Справочные данные о количестве маломобильных посетителей в помещениях общественного назначения

Параметры движения людских потоков, состоящих из маломобильных групп населения при эвакуации

Зависимость скорости движения от скорости для группы мобильности М2

Зависимость скорости движения от скорости для группы мобильности М3

Параметры движения приведены в приложенном файле. Скачать >>> 

Пожаробезопасная зона, зона пожарной безопасности, безопасная зона при пожаре

Требования СНиП 35-01-2001 (а затем в и СП 59.13330) впервые ввели нормативную практику термин «пожарнобезопасная зона» - часть здания, сооружения, пожарного отсека, выделенная противопожарными преградами для защиты людей от опасных факторов пожара в течение заданного времени.

                Необходимость зон безопасности обуславливается тем, что люди с физическими ограничениями при пожаре могут не успеть выйти в безопасную зону, из-за проблем с восприятием сигнала о пожаре, продолжительного периода подготовки к эвакуации, более низкой скорости передвижения и высокой утомляемости.

Поэтому, пожаробезопасную зону в здании следует проектировать, в случае если по расчету маломобильные группы населения не успевают при пожаре добраться до выхода из здания. 

Требования к пожаробезопасным зонам представляются вполне  логичными и обоснованными. Однако, на практике и проектирование и функционирование зон безопасности встречается крайне редко. Связано это со следующими факторами.

- требования СП 59 не распространяются на здания, в которых собственно и отмечается массовое пребывание людей с физическими ограничениями (например, специализированные учреждений для постоянного и временного проживания инвалидов и людей старшей возрастной группы, стационары лечебных учреждений)

- проектирование отдельных помещений здания как зон безопасности дорого; при функционировании построенного объекта ПБЗ используются не по назначению и для защиты людей при пожаре использованы, как правило, быть не могут. 

- отсутствие данных о количестве МГН на объекте и о группах их мобильности не позволяет точно определить требуемой площади зоны;

Однако, пожаробезопасные зоны получили более широкое распространение на объектах высотного строительства. ПБЗ проектируются на технических этажах, являющихся границами пожарных отсеков. Однако, тут возникают 2 проблемы: 1) зоны безопасности должны быть рассчитаны и на обычных людей, т.к. не все способных пройти сотни метров по лестнице в составе плотного людского потока; 2) до зоны безопасности надо еще дойти, т.к. ПБЗ располагаются на технических этажах, разнесенных друга от друга более чем на 10 этажей. 

Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов (ОДИ)

Разработка раздела ОДИ для маломобильных групп населения  (МГН) необходима для обеспечения группам населения с ограниченными возможностями безопасности, доступности и комфортна в современных зданиях и сооружениях. В соответствии с Постановлением правительства РФ от 16 февраля 2008 года №87, вся современная проектная документация включает обязательный раздел "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов".

В составе раздела, как правило, отражаются следующие вопросы:

- схема организации земельного участка, на которой отображены объекты строительства, с указанием путей перемещения инвалидов, в том числе с указанием парковочных мест:

- поэтажные планы зданий объектов строительства с указанием путей перемещения инвалидов по объекту, в т.ч. указанием путей их эвакуации.

- описание проектных решений по обустройству рабочих мест для групп населения с ограниченными возможностями;

- описание проектных решений по обустройству санитарно-гигиенических помещений для групп населения с ограниченными возможностями;

- описание конструктивного исполнения эвакуационных путей и выходов, а также их объемно-планировочные решения;

- обозначение и освещенности  зон и помещений, доступных для посещения или проживания МГН

         - описание системы средств информации и сигнализации и оповещения при пожаре, 


Эвакуационный стул (кресло для эвакуации, коляска для эвакуации)

для эвакуации маломобильных групп населения по лестнице

При пожаре пользоваться лифтами запрещено. Как будет эвакуироваться при пожаре (ЧС) инвалид на кресле-коляске? Человек с временной травмой опорно-двигательного аппарата? Пожилой человек из высотного здания? Рассматривая наиболее уязвимую категорию инвалидов на креслах-колясках, следует отметить, что в общественных зданиях (магазины, музеи, гостиницы) количество таких людей относительно невелико, но тем не менее, они наравне со здоровыми людьми нуждаются в безопасности. Особую сложность представляет эвакуация маломобильных людей на креслах-колясках из специализированных учреждений. Например, в некоторых отделениях больницах их количество может достигать 10-15% , а в домах престарелых – до 30-40% от общей вместимости. Кроме того, в таких зданиях находится много т.н. немобильных людей (людей, лишенных возможности самостоятельного передвижения) которых крайне сложно выносить на носилках (и исходя из количества персонала, и из их физических способностей). Для того, чтобы эвакуация инвалидов была возможной, во всем мире давно используется эвакуационный стул.
       Эвакуационный стул - устройство для эвакуации инвалидов и других маломобильных групп населения, как по горизонтальному пути, так и по лестнице.
        Стул прост в управлении, и без особых усилий позволяет проводить эвакуацию одним человеком, в том числе и женщиной. Стул устроен так, что при расположении на нем человека, вес равномерно распределен по всей длине конструкции, что позволяет управлять им даже самым хрупким женщинам, свободно маневрируя по эвакуационным путям. Специальное устройство в виде натяжного ремня установленного на роликах позволяет легко и безопасно спустить человека вниз по лестнице, а разложенная одним движением ноги складная подножка с маленькими колесами, обеспечивает движение стула по горизонтальной поверхности.
        Испытания показали, что люди, впервые пользующиеся стулом, смогли провести эвакуацию по лестнице вниз со скоростью свыше 40 м/мин (и такой способ эвакуации показал себя самым эффективным, по сравнению, например, с выносом на носилках). Эвакуационный стул может складываться, приобретая при этом маленькие размеры. Поэтому его можно поставить практически в любое удобное для вас место.
       Использование эвакуационных стульев во всем мире уже давно признано необходимым и целесообразным. В нашей стране только недавно были завершены разработка и испытания эвакуационного стула.



 

1 – сиденье; 2 – ремни безопасности; 3 – верхняя рама;
4 – подголовник; 5 – задняя опорная стойка; 6 – полозья.

Спасательное кресло
Контакты: +7( 495)517-98-85, (495) 505-32-56, e-mail: firedata@yandex.ru  

 

© 2002 - 2015. "Эвакуация при пожаре"
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Эвакуация при пожаре" обязательна.

Яндекс.Метрика